Норвегия расширяет полеты: новый этап испытаний для «зеленых» самолетов




Avinor и Управление гражданской авиации Норвегии (CAA Norway) объявили о начале приема предложений (RFP) для нового этапа испытаний низкоэмиссионных и безуглеродных самолетов на Международной тестовой арене в Норвегии. Эта инициатива является ключевым шагом в развитии экологически чистых авиационных технологий, призванным ускорить их интеграцию в глобальную транспортную систему и способствовать декарбонизации воздушных перевозок.

Конкурс открыт для широкого круга заинтересованных сторон, включая производителей оригинального оборудования (OEM), авиакомпании и операторов воздушных судов, а также консорциумы, стремящиеся принять участие в следующей фазе испытаний. Этот амбициозный этап тестирований запланирован к старту в 2026 году, предоставляя потенциальным партнерам достаточно времени для тщательной подготовки своих проектов и технологий.

Основная цель данной инициативы заключается в обеспечении реальных операционных испытаний и практической демонстрации новых авиационных технологий. Это позволит не только проверить их эффективность и безопасность в условиях, приближенных к эксплуатационным, но и выявить, а затем устранить барьеры, препятствующие их полномасштабному внедрению в авиационный сектор. Норвегия таким образом подтверждает свои лидерские амбиции в области устойчивой авиации.

Международная тестовая арена была специально создана Avinor и CAA Norway как важнейшая платформа для поддержки авиационной отрасли в адаптации к стремительно развивающимся новым технологиям. Через一系列практические демонстрационные программы арена способствует формированию безопасной и эффективной среды для всесторонних испытаний передовых решений. Avinor, будучи государственной компанией и провайдером аэронавигационного обслуживания в Норвегии, управляет 43 аэропортами страны, что подчеркивает ее значимость и обширные инфраструктурные возможности в этом проекте.

В настоящее время на арене уже успешно реализуется пилотный проект: здесь проходят испытания пилотируемого аккумуляторно-электрического самолета, разработанного BETA Technologies и эксплуатируемого Bristow Norway. Этот показательный проект, рассчитанный на шесть месяцев, предусматривает регулярное выполнение грузовых рейсов между аэропортами Ставангера и Бергена, демонстрируя практическую применимость электрических судов в региональных логистических операциях.

Ян Петтер Стейнланд, директор по стратегическому анализу и трансформации CAA Norway, особо подчеркнул двухстороннюю важность инициативы: «Роль Управления гражданской авиации заключается в обеспечении гармоничного развития инноваций и безопасности, вовлекая в этот процесс всех ключевых участников экосистемы». Он также добавил, что данный конкурс предложений позволит «способствовать реальным испытаниям новых безуглеродных и низкоэмиссионных технологий в рамках надежной регуляторной базы», обеспечивая строгий контроль и соответствие мировым стандартам безопасности.

Отборные участники конкурса получат беспрецедентный доступ к полноценной инфраструктуре тестовой арены, включая выделенное воздушное пространство, надежное энергоснабжение и всестороннюю регуляторную поддержку. Avinor и CAA Norway будут выступать в качестве центрального контактного пункта, координируя весь процесс – от первоначального планирования концепции до проведения демонстрационных полетов, что значительно упрощает логистику и взаимодействие для компаний, занимающихся испытаниями.

Инициатива открыта как для национальных, так и для международных организаций, стремящихся испытать и продемонстрировать свои безуглеродные и низкоэмиссионные самолеты в реальных условиях Норвегии. Заявки должны содержать подробную информацию о подающей компании или консорциуме, концепции воздушного судна, а также комплексный план по подготовке, тестированию и демонстрационной деятельности на Тестовой арене. Крайний срок подачи предложений установлен на 31 октября 2025 года.

Матс Йертсен Бюэ, руководитель Test Arena в Avinor, заявил: «Этот конкурс предложений знаменует собой следующий шаг к внедрению в эксплуатацию безуглеродных и низкоэмиссионных самолетов». Он также отметил: «Мы ищем партнеров, готовых тестировать и демонстрировать новые решения в реальных условиях, и Avinor готова содействовать этим проектам посредством специализированной инфраструктуры и тесного сотрудничества», подтверждая приверженность компании будущему зеленой авиации.

Эта инициатива вписывается в более широкий контекст инновационных усилий Avinor. Например, в январе этого года испанская технологическая и консалтинговая фирма Indra Sistemas выиграла контракт на модернизацию систем управления воздушным движением для Avinor, с особым акцентом на развитие удаленных диспетчерских вышек. Это демонстрирует последовательный курс норвежского оператора на применение передовых технологий для повышения общей эффективности и безопасности авиаперевозок в стране.