MARBEM: новая инициатива для ускорения деметанизации мирового судоходства




Международное сообщество усиливает борьбу с климатическими изменениями в морском транспорте. С этой целью начала свою деятельность новая глобальная инициатива Maritime Beyond Methane (MARBEM), ключевой задачей которой провозглашено ускорение отказа мирового судоходства от использования метансодержащих видов топлива.

MARBEM объединяет усилия широкого круга экспертов: от специалистов по формированию политики и финансовых аналитиков до экономистов и ведущих научно-исследовательских организаций. В ее работе задействованы партнеры из 13 стран. Особое внимание уделяется всей цепочке поставок сжиженного природного газа (LNG), включая как ископаемые, так и биологические, а также синтетические формы LNG, что подчеркивает комплексный подход к проблеме.

Деятельность инициативы охватывает всесторонний анализ: от прояснения регуляторных норм и изучения доступных технологий до исследования глобальных тенденций, влияющих на сокращение выбросов в судоходной отрасли. Согласно заявлению MARBEM, результаты ее независимых исследований и собранные данные призваны стать надежной основой для принятия стратегических решений и определения целевых показателей развития морского транспорта в будущем.

Запуск MARBEM пришелся на период тревожного роста выбросов метана от судов, работающих на LNG. По данным инициативы, за период с 2016 по 2023 год этот показатель увеличился на колоссальные 180 %. Такая динамика, по мнению MARBEM, делает неотложной необходимость принятия обоснованных решений, опирающихся на четкие данные и доказательства. Стоит отметить, что метан, являющийся основным компонентом LNG, обладает значительно более сильным краткосрочным парниковым эффектом по сравнению с углекислым газом (CO2).

Несмотря на выявленные риски, текущие отраслевые тенденции свидетельствуют о сохранении доминирования LNG как выбора для судовых двигателей. Суда с двойным топливом (LNG-Dual Fuel) составляют 55 % от общего объема текущих заказов. Более того, прогнозы указывают на то, что при сохранении данной тенденции ископаемый газ может удовлетворять свыше 10 % энергетических потребностей морского транспорта уже к 2030 году, что вызывает серьезные опасения у экологов.

Инициатива MARBEM выражает обеспокоенность тем, что даже так называемые «альтернативные» виды топлива на метановой основе, такие как e-метан, e-LNG, биометан и био-LNG, могут лишь законсервировать долгосрочную зависимость отрасли от метана. Это, в свою очередь, серьезно затруднит достижение амбициозных международных целей по декарбонизации морского судоходства.

Масштабы проблемы подтверждаются и экономическими расчетами. В 2023 году суда, использующие LNG, выбросили в атмосферу приблизительно 247 000 тонн метана. Эти объемы, по оценкам экспертов, привели к климатическим ущербам на сумму около 950 миллионов долларов США только за один год. Для сравнения, в 2016 году аналогичные убытки оценивались примерно в 250 миллионов долларов США, демонстрируя четырехкратный рост.

Примечательно, что для этих расчетов применяется «социальная стоимость метана» Агентства по охране окружающей среды США (US Environmental Protection Agency – EPA), которая соответствует общепринятым международным стандартам. Эта методика учитывает, в частности, воздействие приземного озона, образующегося в результате выбросов метана. Однако, как уточняют представители MARBEM, данные оценки не включают ущерб от других парниковых газов, таких как CO2 и оксиды азота, а также не учитывают влияние на качество воздуха на местном уровне и нефатальные последствия для здоровья, вроде случаев астмы или госпитализаций. Это говорит о том, что реальные издержки могут быть значительно выше.

В ближайшие месяцы MARBEM планирует активно сотрудничать с Международной морской организацией (IMO) и регуляторами Европейского союза, особенно в рамках переговоров по программе FuelEU. Инициатива намерена внести свой значимый технический вклад в процессы разработки нормативно-правовой базы, направленные на обеспечение соответствия судоходной отрасли глобальным климатическим целям.