
На фоне продолжающихся вызовов и трансформаций в мировой авиационной отрасли, аналитическое агентство Cirium представило свой последний «Прогноз парка судов» (Fleet Forecast), рисующий масштабную картину развития гражданской авиации на ближайшие два десятилетия. Согласно данным, подготовленным независимой консалтинговой компанией Cirium Ascend Consultancy, к 2044 году ожидается поставка 46 500 новых коммерческих пассажирских и грузовых самолетов по всему миру. Совокупная стоимость этих поставок оценивается в колоссальные 3,4 триллиона долларов США, что подчёркивает значимость и капиталоёмкость индустрии.
Этот всеобъемлющий прогноз учитывает текущие, постоянно меняющиеся условия в индустрии, включая сохраняющиеся ограничения в цепочках поставок, сбои и задержки в сертификации новых программ авиастроителей, а также непрекращающиеся геополитические риски. Примечательно, что долгосрочная перспектива сопровождается корректировками в ближайшем будущем: ожидаемое количество поставок самолетов в течение следующих семи лет было снижено на 6% по сравнению с прошлогодними прогнозами. Основной причиной этой корректировки аналитики называют более медленный, чем предполагалось ранее, рост темпов производства узкофюзеляжных самолетов, что указывает на сложности в наращивании мощностей у производителей.
Несмотря на эти краткосрочные ограничения, долгосрочный прогноз Cirium сохраняет оптимизм, указывая на 1% увеличение общих ожидаемых поставок за 20-летний период до 2044 года. Это демонстрирует фундаментальную устойчивость и потребность рынка в обновлении и расширении авиапарка. Отчёт также выделяет Азию как ключевой регион в росте флота, на который придется 45% всех прогнозируемых поставок. Большая часть этого спроса будет генерироваться стремительно развивающимися рынками Китая и Индии, становящихся локомотивами мировой авиации.
Что касается производителей, прогноз подтверждает доминирующее положение мировых гигантов. Ожидается, что Airbus и Boeing совместно обеспечат 85% всех поставленных самолетов и при этом займут 92% от общей стоимости всего объема поставок. В то же время, китайская корпорация COMAC прогнозируется удовлетворить 6% мирового спроса в тот же период, демонстрируя растущее влияние азиатских производителей и их стремление укрепить позиции на глобальном рынке.
Текущая структура мирового авиапарка демонстрирует, что узкофюзеляжные самолеты составляют 71% от общего числа, оставаясь основой региональных и ближнемагистральных перевозок. Количество широкофюзеляжных лайнеров и региональных реактивных самолетов по-прежнему находится ниже допандемийного уровня, что может свидетельствовать о продолжающемся восстановлении дальнемагистральных и региональных перевозок или изменении операционной стратегии авиакомпаний в сторону увеличения гибкости и снижения операционных расходов.
Стивен Бернсайд, глобальный руководитель Cirium Ascend Consultancy, комментирует эти данные, подчёркивая: «Прогноз парка судов Cirium этого года показывает, что мировая авиационная отрасль уверенно движется вперед, несмотря на краткосрочные встречные ветры». Он добавил, что долгосрочный спрос остается устойчивым во всех регионах, авиакомпании продолжают инвестировать в обновление своего флота, а производители оригинального оборудования (OEM) постепенно увеличивают бюджеты на исследования и разработки в подготовке к следующему поколению семейств самолетов. По словам Бернсайда, следующая глава роста авиации определяется потребностью в устойчивости цепочек поставок, оптимизации производственных мощностей, инновациях в продуктах и услугах, а также сосредоточенности на эффективности – ключевых факторах для успешного развития в условиях меняющегося мира.
Важно отметить, что «Прогноз парка судов» охватывает самолеты вместимостью не менее 30 мест и их грузовые аналоги. При этом он не включает электрические, гибридные или водородные самолеты. Cirium подчёркивает, что существующее и будущее коммерческое авиастроение, как ожидается, останется сосредоточенным на традиционных силовых установках, при этом все активнее используя устойчивое авиационное топливо (SAF). Это отражает текущий консенсус в отрасли по вопросам декарбонизации, где SAF рассматривается как наиболее реалистичный путь к снижению выбросов в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Дополняя свои комплексные аналитические возможности, Cirium регулярно предоставляет отчёты по состоянию рынка. Так, в августе 2024 года, анализ агентства выявил, что авиакомпании Северной Америки столкнулись с наиболее значительным влиянием глобальных ИТ-сбоев в июле того же года, зафиксировав рост отмен рейсов на 98%. Эта ситуация, наряду с высокими показателями отмен в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке, в то время как Латинская Америка, Ближний Восток и Африка пострадали минимально, подчёркивает критическую важность операционной устойчивости и демонстрирует широту мониторинга рынка, осуществляемого Cirium, охватывающего не только долгосрочные тренды, но и краткосрочные операционные вызовы.