
Импорт контейнерных грузов в США пережил значительное сокращение в сентябре 2025 года, упав на 8,4% в годовом исчислении. Согласно данным отчёта Descartes Global Shipping Report, общая неопределённость, вызванная продолжающимися тарифными баталиями и затянувшимся закрытием правительства страны, стала ключевым фактором этого спада. В течение указанного месяца объём импортных контейнерных перевозок в американские порты составил 2 307 933 TEU (двадцатифутовых эквивалентов).
Несмотря на этот ежемесячный спад, эксперты Descartes отмечают, что совокупные объёмы за первые девять месяцев 2025 года всё ещё на 1,9% превышают показатели аналогичного периода прошлого года. Это указывает на сохранение фундаментального спроса на импорт в США, хотя и подверженного значительным колебаниям и внешним шокам.
Особенно заметным стало сокращение импорта из Китая. В сентябре объёмы поставок из КНР составили 762 772 TEU, что представляет собой снижение на 12,3% по сравнению с августом и на внушительные 22,9% в годовом исчислении. Этот резкий спад произошёл после кратковременных восстановительных тенденций в июле и августе, подтверждая неустойчивость торговых отношений. Данные отчёта Descartes однозначно указывают на двузначное падение почти по всем ключевым категориям товаров китайского происхождения, включая алюминий, игрушки и спортивные товары, обувь, электротехнику и одежду.
Снижение объёмов отразилось и на работе ведущих американских портов. Десять крупнейших портов США зафиксировали общее сокращение пропускной способности на 7,9% по сравнению с августом. Наиболее ощутимые сокращения были отмечены в портах Лонг-Бич, Балтимор, Саванна и Нью-Йорк/Нью-Джерси. Единственным крупным морским воротами, показавшим ежемесячный прирост, стал порт Такома. Общий объём контейнерного импорта в США из стран, входящих в топ–10 по объёмам поставок, снизился на 9,4% относительно августа и на 12% в годовом исчислении.
Примечательно, что, в то время как Китай внёс самый большой вклад в общий спад, отчёт также выявил увеличение годовых объёмов импорта из таких стран, как Индонезия, Таиланд, Вьетнам и Индия. Это может свидетельствовать о продолжающейся диверсификации цепочек поставок американскими импортёрами в ответ на геополитические и экономические риски.
Что касается транзитных задержек в портах, сентябрь показал смешанные результаты. В целом наблюдалось умеренное улучшение пропускной способности, что, вероятно, было обусловлено общим снижением объёмов импорта. Отчёт Descartes не выявил признаков широкомасштабной перегруженности в основных американских портах, что является позитивным сигналом на фоне общего сокращения.
Однако текущее закрытие правительства США продолжает оказывать дестабилизирующее воздействие. Оно уже привело к задержкам в публикации важнейших федеральных экономических данных и замедлило процесс регуляторных согласований. Эта ситуация может повлечь за собой «риски задержек поставок для регулируемых товаров» и потенциально нарушить планирование логистических цепочек, создавая дополнительные сложности для участников рынка.
Тарифная политика остаётся одним из центральных факторов неопределённости. Временное перемирие в торговой войне между США и Китаем действует до 10 ноября 2025 года, сохраняя пошлины на китайские товары на уровне около 30%. Однако, как подчёркивает Descartes, «взаимные пошлины в отношении более чем 60 стран остаются в силе, несмотря на судебные иски, рассматриваемые в настоящее время Верховным суде». Это сохраняет повышенные риски для импортёров, планирующих свою деятельность до конца текущего года.
Более того, отчёт Descartes указывает на продолжающееся применение так называемых «тарифных пошлин Дня освобождения», пока судебные разбирательства продолжаются. Решение Апелляционного суда США было отложено до середины октября для рассмотрения дальнейших апелляций, что означает сохранение текущих пошлин в силе. Помимо существующих сборов, с 14 октября 2025 года вступают в силу новые портовые сборы в соответствии с разделом 301, которые будут применяться к судам, принадлежащим, эксплуатируемым или построенным в Китае, а также к судам–автомобилевозам иностранной постройки. Эти новые платежи способны значительно увеличить расходы на доставку и усложнить процедуры таможенной очистки для затронутых грузов.
К глобальным вызовам добавляется и сохраняющаяся нестабильность на морских путях Красного моря. Продолжающиеся перенаправления судов вокруг мыса Доброй Надежды (Cape of Good Hope), вызванные инцидентами в сфере морской безопасности, приводят к значительным задержкам. Эта корректировка маршрутов увеличила транзитное время для перевозок между Азией–Европой, а также между Азией–Восточным побережьем США, срок которых теперь может увеличиваться до двух недель.
В заключение, отчёт подводит итог: неопределённость в отношении тарифной политики, непрекращающиеся сбои в глобальных морских маршрутах и замедление регуляторных процессов, вероятно, будут поддерживать высокий уровень рисков для американских импортёров вплоть до последнего квартала 2025 года. Участникам рынка необходимо учитывать эти факторы при стратегическом планировании и управлении логистическими цепочками.