Rail Baltica: подписан контракт на электрификацию магистрали за 1,77 млрд евро




Проект Rail Baltica заключил знаковый контракт на проектирование и строительство подсистемы электрификации общей стоимостью 1,77 млрд евро. Подрядчиком выступило совместное предприятие COBELEC Rail Baltica, в которое вошли испанские компании Cobra Instalaciones y Servicios и Elecnor Servicios y Proyectos. Этот шаг является ключевым в создании единой электрифицированной железнодорожной сети, связывающей страны Балтии с Западной Европой.

Договор охватывает полное развертывание энергетической подсистемы (ENE) проекта. Бюджет первого этапа, который планируется завершить к 2030 году, составляет 949 млн евро. В рамках проекта будет электрифицировано 870 км железнодорожной магистрали и в общей сложности 2403 км путей на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Заявленный масштаб работ позволяет называть его крупнейшим проектом по электрификации железных дорог в Европе.

Технологической основой станет система электрификации 2×25 кВ с частотой 50 Гц в сочетании с технологией статических преобразователей частоты (SFC). Для обеспечения надежности и эффективности энергоснабжения будет построено десять тяговых подстанций. Ожидается, что внедряемые решения значительно повысят экологические показатели магистрали и ее операционную эффективность.

Значимость события подчеркнул исполняющий обязанности министра транспорта и коммуникаций Литвы Эугениус Сабутис. «Rail Baltica – это больше, чем просто инфраструктура, это экономическая и безопасностная связь с Западом, – заявил он. – Этот контракт особенно важен для нашей интеграции в европейскую железнодорожную сеть, он обеспечит бесперебойные пассажирские и грузовые перевозки, одновременно укрепляя устойчивость Балтийского региона».

Заключению контракта предшествовала процедура закупки, начатая в мае 2022 года. В конкурсе приняли участие четыре международных консорциума. В 2023 году в шорт-лист вошли три претендента, из которых победителем был признан COBELEC Rail Baltica благодаря оптимальному техническому решению, экономической эффективности и соответствию критериям устойчивого развития.

Генеральный директор Rail Baltic Estonia Анвар Салометс, в свою очередь, отметил: «В Таллине и Мууге, на „нулевом километре“, начинается Rail Baltica. Электрификация гарантирует, что эта отправная точка в Эстонии станет не просто символическими, а реальными воротами, соединяющими Балтийский регион с экономикой Европы».

В настоящее время строительные работы по проекту Rail Baltica активно ведутся на территории всех трех стран. В Эстонии продолжается сооружение земляного полотна на участке протяженностью более 100 км, особенно интенсивно работы идут в районе терминала Юлемисте. В Латвии строительство сосредоточено на южном участке возле Иецавы, а также на узловых станциях в центре Риги и в аэропорту.

В Литве на участке Каунас – Паневежис возводятся насыпи и инженерные сооружения на протяжении 77 км. К концу 2025 года планируется подготовить 114 км трассы, включая укладку путей и строительство нового моста через реку Нерис. Согласно прогнозам, к концу 2025 года 43% основной трассы Rail Baltica будут готовы к началу строительства верхнего строения пути. Ранее был также подписан контракт на 38,31 млн евро на проектирование и надзор за 96-километровым участком, соединяющим Польшу и Литву, с участием RB Rail, LTG Infra и DB Engineering & Consulting.