
Объединение «Europe’s Rail Joint Undertaking» (JU) объявило о начале своего второго конкурса предложений в 2025 году, приглашая к участию компании, соответствующие критериям программы Horizon Europe. Эта инициатива открывает значительные возможности для внедрения передовых операционных и технологических решений в европейском железнодорожном секторе, что подчеркивает приверженность партнерской организации инновационному развитию отрасли.
Конкурс, знаменующий вторую группу флагманских проектов, охватывает широкий спектр приоритетных направлений. Ключевые из них включают совершенствование управления европейской железнодорожной сетью, автоматизацию и цифровизацию железнодорожных операций, разработку устойчивых и отказоустойчивых систем, а также интеграцию грузовых железнодорожных перевозок в общие цепочки поставок. Особое внимание также уделяется модернизации региональных и местных железнодорожных линий, что демонстрирует комплексный подход к развитию всей инфраструктуры.
Помимо этих ключевых направлений, организаторы активно ищут предложения в таких областях, как «Rail Industry 5.0» и инновации в климатическом финансировании. Немаловажным аспектом является и поддержка развития научно-исследовательского потенциала через докторские программы. Общий объем финансирования со стороны ЕС составляет 148,2 миллиона евро (173,4 миллиона долларов), при этом общая стоимость ожидаемых научно-исследовательских и инновационных проектов оценивается в 245 миллионов евро (286,6 миллиона долларов).
Срок подачи заявок по данному конкурсу завершается 11 февраля 2026 года. Он проводится в рамках скорректированной Рабочей программы «Europe’s Rail» на 2025–2026 годы и является логическим продолжением предыдущих флагманских проектов EU-Rail, нацеленных на повышение уровня технологической готовности разрабатываемых решений.
Апостолос Цицикостас, европейский комиссар по устойчивому транспорту и туризму, подчеркнул значимость инициативы: «Запуск этого крупного конкурса предложений от EU-Rail — решающий шаг для будущего европейских железных дорог. Через флагманские проекты EU-Rail превратит инновации из лабораторий в реальные решения на путях, делая железную дорогу более цифровой, более устойчивой и более надежной для пассажиров и грузов. Эта инициатива также укрепляет конкурентоспособность Европы, ускоряя внедрение интероперабельных решений на всем Едином рынке. Открытый для всех новаторов, включая малые и средние предприятия, университеты и стартапы, конкурс поощряет прочные партнерства и практические решения, обеспечивающие быстрый и масштабный эффект».
Посредством этого конкурса «Europe’s Rail» стремится поддержать цели Европейского зеленого курса и Стратегии устойчивой и интеллектуальной мобильности. Он также призван подготовить почву для следующего периода программ ЕС и эффективно реагировать на существующие вызовы в железнодорожном секторе. Подход System Pillar будет и впредь направлять усилия по гармонизации систем в сторону единого европейского железнодорожного пространства под руководством Европейской комиссии.
Для потенциальных участников были организованы онлайн-инфодни, где подробно освещались требования к предложениям и процедуры подачи заявок, включая юридические и финансовые аспекты. Мероприятия предоставляли возможности для нетворкинга и прямого диалога с представителями EU-Rail. Дополнительно, до крайнего срока подачи заявок, будет доступна онлайн-платформа для нетворкинга, призванная помочь заинтересованным сторонам находить партнеров, планировать виртуальные встречи и формировать консорциумы.
Джорджо Травайни, исполнительный директор «Europe’s Rail JU», отметил: «Наша программа исследований и инноваций уникальна, она объединяет исследовательское сообщество, малые и средние предприятия, операторов, управляющих инфраструктурой и поставщиков вокруг одной цели: сделать железную дорогу ежедневным выбором для мобильности». В «Europe’s Rail» подчеркивают, что ключевыми аспектами во всех финансируемых мероприятиях являются географическое разнообразие, гендерный баланс, создание равноправия, синергия и открытость.
Важно отметить, что в июне 2023 года в Стокгольме, в рамках шведского председательства в ЕС и Дня железнодорожного транспорта, был подписан меморандум о взаимопонимании между RailNetEurope (RNE) и «Europe’s Rail JU». Созданная в 2004 году, организация RNE занимается решением проблем в международном железнодорожном секторе и поддержкой соответствия европейской правовой базе, что свидетельствует о стратегическом подходе к развитию отрасли.