
Консорциум под руководством Siemens Mobility инициировал разработку и тестирование инновационной системы безопасного дистанционного управления поездами, оснащенной искусственным интеллектом для обнаружения препятствий. Эта передовая технология призвана радикально изменить операционные процессы на железнодорожных депо. Проект, получивший название RemODtrAIn (Remote operated train with AI based Obstacle Detection), ставит своей целью демонстрацию надежных и высокодоступных операций дистанционного управления железнодорожным транспортом за счет внедрения модульных технологий и использования мобильных сетей пятого поколения (5G).
Центральным элементом этой инициативы является оснащение поезда ICE 4 технологией 5G, что позволит осуществлять его дистанционное управление из центральной диспетчерской станции, расположенной в пределах депо. Проект RemODtrAIn сфокусирован на критически важных операциях, связанных с обеспечением готовности поездов, выполнением маневровых работ на станциях и в депо, а также их расстановкой на путях отстоя. Разрабатываемые датчики, предназначенные для установки на транспортные средства, планируется использовать во всех режимах эксплуатации.
Данный консорциум объединяет ведущих представителей промышленности, эксплуатирующих организаций и академических партнеров, совместно работающих над созданием технологических решений. Особое внимание уделяется обеспечению операционной надежности даже в условиях изменчивого качества связи в общедоступных сетях 5G. Кроме того, проект отвечает на актуальный вызов дефицита машинистов поездов, предлагая продвинутые функции автоматизированного и дистанционного управления железнодорожным транспортом как перспективное решение.
Ключевые этапы проекта включают формулирование детализированных требований к дистанционному управлению, разработку модульной архитектуры безопасности для поэтапной имплементации и, что особенно важно, проведение всесторонних практических испытаний в реальной эксплуатационной среде. Система связи в ближайшее время будет оценена на испытательном полигоне 5G Smart Rail Connectivity Campus в Аннаберг-Буххольце, Германия, с использованием поезда Desiro Classic на линии Erzgebirgsbahn.
Система обнаружения препятствий на базе искусственного интеллекта пройдет проверку в условиях повседневной эксплуатации на Берлинской S-Bahn. Полномасштабные испытания и валидация с участием подвижного состава запланированы на 2028 год, что подчеркивает серьезность и долгосрочный характер проекта.
Марк Людвиг, генеральный директор Siemens Mobility по железнодорожной инфраструктуре, отметил: «С RemODtrAIn мы в Siemens Mobility продвигаем автоматизированные железнодорожные операции. Вместе с сильными партнерами из промышленности, науки и железнодорожного сектора мы разрабатываем решения, которые не только технологически продвинуты, но и точно соответствуют текущим требованиям железнодорожных перевозок».
В состав масштабного консорциума входят такие ведущие игроки, как Siemens Mobility, Siemens, DB (Deutsche Bahn), DB Fernverkehr, DB Systemtechnik, DB RegioNetz Infrastruktur и Mira. К ним присоединились также Smart Rail Connectivity Campus, Немецкий центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt), а также Технические университеты Берлина, Хемница и Мюнхена, обеспечивая междисциплинарный подход к исследованиям.
Проект получил значительную поддержку в размере 17 млн евро (19,7 млн долларов США) от Федерального министерства экономики и энергетики Германии в рамках программы «DNS der zukunftsfähigen Mobilität. Digital – Nachhaltig – Systemfähig» («Цифровая – Устойчивая – Системно-способная мобильность»). RemODtrAIn опирается на результаты предыдущих успешных проектов, таких как AutomatedTrain и safe.trAIn, и продолжает плодотворное сотрудничество с Deutsche Bahn.
Доктор Жасмин Бигдон, главный технический директор Deutsche Bahn, подчеркнула: «С проектом RemODtrAIn Deutsche Bahn делает важный шаг к дистанционному управлению и автоматизации маневровых движений. Наша цель – разработать прагматичное решение для дистанционного управления поездами, устранив конкретные технологические пробелы, и учесть необходимые корректировки в ролях, процессах и нормативных актах».
Таким образом, RemODtrAIn является не просто технологическим проектом, а комплексной инициативой, способной значительно повысить операционную эффективность, безопасность и устойчивость железнодорожного транспорта, открывая новые горизонты для его автоматизации и цифровизации в будущем.