Швейцарские железные дороги: VoLTE интегрирован с GSM-R в первом для Европы проекте



Швейцарские федеральные железные дороги (SBB) в партнерстве с телекоммуникационным гигантом Ericsson успешно завершили масштабный проект по интеграции устаревшей железнодорожной коммуникационной системы GSM-R с современной платформой IP Multimedia Subsystem (IMS) с использованием технологии Voice over LTE (VoLTE). Это знаковое событие, по данным Ericsson, стало первой подобной реализацией в Европе, демонстрируя приверженность региона к модернизации критически важной транспортной инфраструктуры.

Данное стратегическое обновление инфраструктуры охватывает всю железнодорожную сеть Швейцарии протяженностью 3100 километров. Инициатива была продиктована предстоящим выводом из эксплуатации услуг 3G, запланированным Swisscom на конец текущего года. Ранее швейцарские железные дороги в значительной степени полагались на роуминг в публичных сетях 3G от Swisscom для голосовой связи в тех регионах, где покрытие GSM-R было недоступно.

Перед лицом неизбежного прекращения работы 3G, SBB активно искала оптимальные решения для модернизации своих коммуникационных систем. Выбор пал на комплексное решение Ericsson, основанное на IMS и VoLTE, которое позволило не только сохранить ключевые функции GSM-R, но и интегрировать их с современными телефонными системами. В рамках проекта SBB также обновила бортовые сервисы 4G примерно на 1000 поездах, значительно улучшив качество связи и доступность услуг для пассажиров и операторов.

Ericsson взяла на себя поставку и полную интеграцию новой системы, объединив технологии от различных поставщиков в единое ядро IMS. Процесс развертывания начался с установки платформы в июне 2023 года. Уже в начале 2024 года были совершены первые сквозные вызовы по схеме VoLTE-GSM-R. В январе 2025 года SBB провела полевые испытания с пилотными поездами, которые прошли сертификацию Федерального управления транспорта Швейцарии. Национальная система была запущена в эксплуатацию в апреле 2025 года, опередив запланированный график.

К декабрю 2025 года около 450 поездов и 1000 операционных устройств уже используют технологию VoLTE. Необходимо отметить, что платформа IMS/VoLTE сохраняет все критически важные для безопасности и специфические для железнодорожного транспорта функции, такие как функциональная нумерация EIRENE, вызовы экстренной остановки, групповые вызовы и объявления внутри поезда. Это обеспечивает бесперебойную и безопасную работу железнодорожного транспорта в переходный период и в будущем.

Внедрение технологии 4G не только предотвращает возможные сбои, связанные с прекращением обслуживания устаревшей сети 3G, но и закладывает основу для будущих инноваций. Среди них – Future Railway Mobile Communication System (FRMCS), которая будет базироваться на технологии 5G. Команды SBB прошли соответствующее обучение для обеспечения успешной миграции и поддержки новой системы.

Николя Сегонд, руководитель отдела критически важных коммуникаций Ericsson Europe, Middle East and Africa, подчеркнул значимость проекта: «Наша работа с SBB демонстрирует наши возможности по реализации сложных цифровых трансформаций в сжатые сроки. Мы с нетерпением ждем возможности установить новые стандарты в инновациях железнодорожной связи и поддержать переход к FRMCS в ближайшие годы. Хотя полная миграция коммуникаций поездного парка и операций со смартфонами продолжается до завершения в декабре 2025 года, это сотрудничество уже проложило путь для будущих усовершенствований. Ценные выводы, сделанные в ходе этого проекта, станут руководством для улучшения стратегий аналогичных железнодорожных преобразований по всему миру».