
Министерство транспорта Великобритании (DfT) объявило о значительном прогрессе в реализации проекта по строительству третьей взлётно-посадочной полосы в лондонском аэропорту Хитроу. Ключевым шагом стало начало пересмотра Национального программного заявления по аэропортам (Airports National Policy Statement – ANPS), что закладывает правовую основу для дальнейшего развития одного из крупнейших авиационных узлов мира. Этот процесс призван учесть современные вызовы и требования, обеспечив устойчивое развитие авиатранспортной инфраструктуры страны.
Пересмотр ANPS формирует регуляторную базу для оценки предложений по расширению аэропорта. Ожидается, что проект обновлённого документа будет представлен для публичного обсуждения к лету 2026 года. Это важнейший этап, который позволит учесть мнения общественности и заинтересованных сторон, обеспечивая прозрачность принятия решений и соответствие актуальным стандартам.
Как заявил Министр транспорта в Парламенте, изменения в экологической и климатической политике, произошедшие с момента первого выпуска ANPS в 2018 году, делают его обновление абсолютно необходимым. Этот шаг отражает стремление правительства интегрировать самые современные подходы к устойчивому развитию в масштабные инфраструктурные проекты.
Новая версия документа будет оценивать предложения по расширению Хитроу в соответствии с четырьмя основными критериями. К ним относятся: соблюдение целевых показателей по изменению климата, смягчение шумового воздействия на прилегающие районы, влияние на качество воздуха, а также всесторонние экономические соображения. Комитету по изменению климата будет предложено предоставить официальные рекомендации по любым изменениям в политике, что гарантирует соответствие национальной стратегии Великобритании по достижению углеродной нейтральности.
Правительство страны ставит целью принять окончательное решение по планированию в течение текущего созыва Парламента, с планами, что третья полоса Хитроу сможет принимать рейсы уже к 2035 году. В настоящее время рассматриваются две группы промоутеров проекта: Heathrow Airport Limited и Arora Group. Оба участника должны предоставить дополнительные технические данные и информацию о потенциальном воздействии для оценки правительством, при этом выбор предпочтительной схемы ожидается к концу ноября. Последующие корректировки в ANPS также будут вынесены на общественное обсуждение.
Важно отметить, что все расходы, связанные с расширением Хитроу, включая средства на сопутствующую инфраструктуру, будут финансироваться исключительно из частных источников, без привлечения средств налогоплательщиков. Этот подход подчёркивает приверженность правительства принципам рыночной экономики и эффективности. Прогресс по Хитроу происходит на фоне недавних одобрений планов расширения аэропортов Гатвик и Лутон, что свидетельствует о комплексном подходе к развитию авиационной отрасли страны.
«Когда мы говорим, что это правительство поддерживает строителей, а не тех, кто препятствует развитию, мы имеем это в виду, – заявил Министр транспорта. – Сегодняшний день – это важнейший строительный блок, который продвинет планы по реализации третьей взлётно-посадочной полосы в Хитроу, а это означает, что люди смогут быстрее ощутить все преимущества этого проекта».
Правительство также рассматривает возможность классификации Хитроу как критически важной национальной инфраструктуры, что повлечёт за собой дополнительные требования к безопасности и устойчивости объекта. В число планов по достижению целевых показателей по выбросам в авиации входит законопроект о производстве устойчивого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel Bill), который гарантирует рыночную отдачу для отечественных производителей экологически чистого авиационного топлива. На ускорение строительства предприятий по производству устойчивого авиационного топлива в Великобритании правительство выделило 63 млн фунтов стерлингов.
Дополнительные реформы включают запуск службы по проектированию воздушного пространства Великобритании (UK Airspace Design Service), направленной на модернизацию управления национальным воздушным пространством, а также предложенные изменения в распределении слотов в аэропортах для оптимизации пропускной способности всех лондонских аэропортов. Правительство активно продвигает законопроект о планировании и инфраструктуре (Planning and Infrastructure Bill) для ускорения процессов утверждения крупномасштабных проектов и работает с судебными органами над сокращением задержек в реализации инфраструктурных инициатив.
«После десятилетий ложных стартов, мы поддерживаем строителей, чтобы построить третью полосу Хитроу, создавая тысячи рабочих мест, стимулируя рост по всей Великобритании и делая Британию лучшим в мире местом для ведения бизнеса благодаря её глобальной связанности», – отметила Канцлер казначейства. Эти заявления отражают твёрдую политическую волю и стратегическое видение развития страны.
Напомним, в июле текущего года аэропорт Хитроу анонсировал инвестиции в размере 10 млрд фунтов стерлингов (или около 13,35 млрд долларов США) в течение следующих пяти лет. Эти средства будут направлены на улучшение качества обслуживания пассажиров, повышение операционной устойчивости и расширение возможностей роста для авиакомпаний и британского бизнеса, что является ещё одним подтверждением значимости и перспективности данного хаба.