Rail Vision: европейский патент на новую ИИ-систему безопасности на железных дорогах



Компания Rail Vision, ведущий разработчик передовых систем безопасности для железнодорожного транспорта, объявила о получении патента от Европейского патентного ведомства. Этот патент охватывает инновационный метод и систему предотвращения столкновений на железных дорогах, основанные на использовании искусственного интеллекта и электрооптической визуализации. Данное достижение подчёркивает стремление компании к повышению безопасности железнодорожных перевозок в европейском регионе и за его пределами.

Запатентованная технология представляет собой комплексное решение, способное обнаруживать потенциально опасные объекты как на железнодорожном полотне, так и в непосредственной близости от него, на пути следования поезда. В её основе лежит комбинация перспективной односпектральной или мультиспектральной электрооптической визуализации со специализированной системной архитектурой и глубоким анализом изображений, базирующимся на глубоком обучении.

Функционал системы реализован с помощью двух каскадно расположенных свёрточных нейронных сетей (Convolutional Neural Network, CNN). Первая сеть Convolutional Neural Network (CNN) отвечает за точное определение траектории железнодорожного пути непосредственно перед локомотивом или составом. После этого вторая сеть, также Convolutional Neural Network (CNN), специализирующаяся на обнаружении объектов, начинает сканировать область вокруг установленного пути, анализируя её в реальном времени для идентификации любых возможных препятствий.

Как отмечает Rail Vision, система способна генерировать оповещения о широком спектре потенциальных опасностей. К ним относятся железнодорожные стрелки и их состояние, различные препятствия на путях, признаки возможного приближения к концу рельса (end-of-rail effects), а также множество других типов объектов, представляющих угрозу безопасности движения. Этот всеобъемлющий подход значительно расширяет возможности предотвращения аварий.

Помимо непосредственного повышения уровня безопасности, данная технология имеет двойное применение. С одной стороны, она существенно облегчает процесс принятия решений машинистами во время ручного управления, предоставляя им критически важную информацию. С другой стороны, система открывает путь к полностью автоматизированному принятию решений в контексте беспилотных поездов, что является ключевым элементом развития автономного железнодорожного транспорта.

Получение европейского патента является важной частью глобальной стратегии Rail Vision по защите интеллектуальной собственности. Этот шаг последовал за рядом аналогичных одобрений патентов, ранее выданных компании в таких ключевых регионах, как США, Япония и Индия. Это свидетельствует о последовательном подходе Rail Vision к обеспечению правовой защиты своих инновационных разработок по всему миру.

Примечательно, что в августе текущего года Rail Vision уже получила решение о выдаче патента от Европейского патентного ведомства по другой своей заявке. Тот патент охватывает систему, предназначенную для улучшения частоты выборки детектора изображений для выбранной области интереса (Selected Region of Interest, SROI). Эта технология включает в себя устройство обработки изображений и процессорный блок, которые совместно работают над захватом, анализом и приоритизацией визуальных данных с установленной на поезде или локомотиве передней камеры, демонстрируя непрерывное развитие инноваций компании.