
Транспортная отрасль продолжает уверенно двигаться по пути декарбонизации: ведущие игроки глобального рынка, швейцарско-шведский технологический гигант ABB и французская компания HDF Energy, подписали соглашение о совместной разработке. Цель этого партнерства – создание высокомощной мегаваттной водородной топливной системы, предназначенной для морских судов. Этот стратегический шаг является логичным продолжением меморандума о взаимопонимании, заключенного между двумя компаниями еще в 2020 году, который заложил прочную основу для текущего сотрудничества.
Новая система ориентирована на применение в различных типах морских судов, охватывая широкий спектр – от крупных контейнеровозов до специализированных газовозов для перевозки сжиженного водорода. Амбициозные планы партнеров предусматривают проведение пилотных инсталляций агрегатов топливных элементов уже в период с 2028 по 2029 годы, с последующим переходом к серийному производству начиная с 2030 года. Это подчеркивает серьезность их намерений и долгосрочную перспективу проекта, призванного стать одним из ключевых элементов «зеленой» трансформации морского транспорта.
В рамках соглашения французская HDF Energy, известный разработчик в сфере водородных технологий, берет на себя ответственность за создание и оптимизацию технологии топливных элементов. Кроме того, компания активно участвует в разработке спецификаций, концептуальном проектировании и поиске коммерческих возможностей для будущего продукта. В свою очередь, ABB, обладая обширной экспертизой в области морских энергетических систем, обеспечит проект необходимыми преобразователями мощности, системами управления энергопотреблением и комплексной электрической и контрольной интеграцией, создавая синергию в совместной работе.
Главная цель совместного проекта – радикальное снижение вредных выбросов в судоходстве. Разрабатываемая система призвана способствовать появлению нового поколения водородно-электрических судов, а также позволит модернизировать существующий флот, заменяя традиционные дизельные вспомогательные генераторные установки на экологичные водородные топливные элементы. Особый акцент сделан на использовании углеродно-нейтрального топлива, такого как «зеленый» водород, что, по мнению компаний, значительно усилит эффект декарбонизации и ускорит переход отрасли к устойчивому развитию.
Важным аспектом проекта является интеграция новой силовой установки с существующей системой постоянного тока Onboard DC Grid от ABB. Это позволит агрегату бесперебойно работать в комбинации с другими источниками энергии и бортовыми подсистемами, включая аккумуляторные системы хранения энергии. Такая конфигурация значительно расширит операционный диапазон и повысит гибкость существующих гибридных энергетических систем на судах, предлагая судовладельцам более эффективные и экологичные решения для длительных переходов.
Помимо основного применения на морских судах, разрабатываемый агрегат топливных элементов также может служить в качестве вспомогательного источника электроэнергии в портах. Его потенциал охватывает широкий спектр задач, включая обеспечение электроэнергией причалов (shore power) и зарядной инфраструктуры, что особенно актуально в условиях ограниченных мощностей местных электросетей для покрытия пиковых нагрузок. Это, в свою очередь, будет способствовать более широкому внедрению электрификации в морской среде и снижению локальных выбросов в портовых зонах.
Хананэ Эль Хамрауи, генеральный директор HDF Energy, выразила свой энтузиазм по поводу партнерства: «Мы в HDF очень рады объединить наши знания в области топливных элементов с опытом ABB в интеграции морских систем, чтобы предоставить практический способ декарбонизации морской индустрии». Руне Браастад, президент подразделения Marine & Ports в ABB, также подчеркнул значимость сотрудничества: «ABB и HDF сотрудничают уже несколько лет, добиваясь значительного прогресса в создании жизнеспособного решения для декарбонизации крупных судов. Мы в ABB по-прежнему полностью привержены разработке технологий, которые ускоряют декарбонизацию морского транспорта, и это новое соглашение с HDF отражает еще один важный шаг вперед».