
В Великобритании стартовала амбициозная исследовательская программа, направленная на обучение автономных морских надводных судов (MASS) самостоятельному анализу и реагированию на официальные навигационные данные без прямого участия человека. Этот прорывной проект, запущенный в Плимуте совместно Гидрографическим управлением Великобритании (UK Hydrographic Office) и компанией Marine AI, специализирующейся на программном обеспечении для морской автономии, обещает существенно трансформировать беспилотное судоходство.
В течение следующих восьми месяцев специалисты Marine AI будут адаптировать свою большую языковую модель (LLM) для преобразования навигационных инструкций ADMIRALTY Sailing Directions (SDs) и радионавигационных предупреждений (RNWs) – из их текущих, «человекочитаемых» форматов – в структурированные данные, пригодные для автоматизированной обработки системами. Интеграция этой критически важной информации в платформу GuardianAI от Marine AI позволит беспилотным судам принимать независимые решения в реальном времени, используя тот же объем навигационных сведений, что и суда под управлением экипажа.
Оливер Томпсон, технический директор Marine AI, подчеркнул уникальность и значимость предпринятых усилий: «Это первый случай, когда кто-либо предпринимает попытку обрабатывать ADMIRALTY Sailing Directions и радионавигационные предупреждения таким образом, чтобы автономная система управления могла действовать на их основе». По его словам, успешная демонстрация этой возможности на воде позволит «устранить один из самых больших пробелов в автономии MASS и сделать значительный шаг к безопасным, полностью автоматизированным операциям».
В настоящее время автономные суда вынуждены полагаться на операторов-людей для интерпретации навигационных данных, которые зачастую представлены в виде объемного текста и устаревших стилей форматирования. Данный проект, посредством переобучения специализированной LLM и разработки вспомогательных ИИ-агентов, призван трансформировать неструктурированную и нестандартную информацию в машиночитаемые форматы для тактических функций платформы GuardianAI и её человеко-машинного интерфейса.
Кульминацией проекта станет демонстрация на воде, запланированная на весну 2026 года в Плимуте. Для этой цели будет использовано судно Oceanus12 компании ZeroUSV, оснащенное комплексом GuardianAI. Помимо практической реализации, исследование внесёт значительный вклад в разработку рамочной программы данных S-100 Международной гидрографической организации (IHO), которая, как ожидается, станет универсальным стандартом для будущих навигационных систем во всём мире.
Марк Кейси, руководитель отдела исследований в области дизайна и инноваций Гидрографического управления Великобритании, прокомментировал инициативу: «Сотрудничество с Marine AI позволяет нам расширить границы того, как автономные системы могут использовать официальную гидрографическую информацию». Он добавил, что результаты проекта «не только обеспечат безопасность жизни на море, но и напрямую повлияют на развитие рамочной программы IHO S-100, гарантируя, что данные UK Hydrographic Office продолжат устанавливать глобальные стандарты безопасной навигации как для судов с экипажем, так и для беспилотных аппаратов».
Ожидается, что способность автономных морских надводных судов интерпретировать официальные навигационные данные и действовать на их основе ускорит реагирование на навигационные предупреждения, будет способствовать установлению международных стандартов и расширит применение автономных судов в коммерции, научных исследованиях и оборонной сфере. Эта инициатива является частью более широкой стратегии Гидрографического управления Великобритании по инновациям. Например, в июле этого года UKHO и Teledyne CARIS объявили о трёхлетнем стратегическом сотрудничестве по совершенствованию обработки гидрографических данных и производства морских карт, что призвано принести пользу мировому гидрографическому сообществу и улучшить продукты ADMIRALTY.